13.10 – 16.01.2021. Выставка «АТОМНАЯ ЛЕДА И ДРУГИЕ ОБРАЗЫ ГАЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ САЛЬВАДОРА ДАЛИ»


Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представляют выставку «АТОМНАЯ ЛЕДА и другие образы Гала в произведениях Сальвадора Дали». Выставка организована в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас). 
 
Куратор выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали». 
 
На выставке будет представлена уникальная подборка живописных и графических произведений Дали, изображающих его жену и музу – Гала. Большая часть этих работ входила в личное собрание художника, который считал их настолько ценными и значимыми для своего творчества, что по желанию Дали они постоянно экспонировались в его Театре-музее в Фигерасе. Дали боготворил Гала, и на протяжении многих лет создавал собственную мифологию, в которой она была главным персонажем, своего рода Гением, указывающим ему путь. 
Многочисленные обличия, в которых она появляется в его живописи – Леда и Елена Прекрасная, Градива и Галарина, – отсылают к известным сюжетам античной и европейской культуры и в то же время отражают метаморфозы, происходившие в творчестве самого Дали. 
 
Центральное произведение выставки – «Атомная Леда» – было создано Дали в 1947–1949 годах и по праву считается одним из важнейших, если не самым важным его творением. Здесь Гала изображена в виде спартанской царицы Леды, которую, согласно мифу, соблазнил Зевс, принявший облик лебедя. В «Атомной Леде» Дали в полной мере реализует принципы своего «атомного мистицизма», в соответствии с которыми все предметы и элементы композиции изображаются как бы подвешенными в пространстве и не соприкасающимися друг с другом. Для самого Дали «Атомная Леда» была этапным произведением, его первым подлинным шедевром, «идеальной картиной», построенной в соответствии с правилами золотого сечения и сакральной геометрии. В ней он достигает зрелости как художник и отныне считает себя вправе обучать других.
 
Еще одним шедевром на выставке является «Галарина» (1945) – поясной портрет Гала, отсылающий к творчеству Рафаэля, мастера, игравшего первостепенную роль в творческой вселенной Дали. «Галарина» не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали, и ее показ в России – настоящая сенсация. 
 
Гала, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, всегда считалась музой Сальвадора Дали, загадочной и вдохновляющей женщиной. Эти клише – лишь свидетельство того, как мало на самом деле мы знаем о ней. Ее любили и ненавидели в основном за то огромное влияние, которое она оказывала на жизнь Дали. Гала обладала удивительной интуицией и умением распознавать и стимулировать творческий гений. Это в полной мере испытали на себе такие художники и писатели, как Поль Элюар, Макс Эрнст, Рене Шар, Рене Кревель и, конечно, Сальвадор Дали. Элюар говорил, что «ее взгляд пронзает стены», а Дали писал об ее «интуиции медиума» и называл ее «ангелом равновесия, предвестником моего классицизма».