Подписаться на новости:
15 Сентября 2021
Открытие новой литературной экспозиции в Музее Ф. М. Достоевского

17 сентября в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского откроется новая литературная экспозиция. Она предполагает преемственность в сохранении всего наиболее ценного из принципиальных решений предшествующих экспозиций, но одновременно в ней реализовано существенное расширение биографических и творческих разделов, а также радикальное обновление художественного оформления и технического оснащения. Новая литературная экспозиция, уже четвертая со времени открытия музея, размещается, как и ранее, в двух залах второго этажа — общей площадью 130 кв. м.

При разработке проекта было выбрано решение представить мир и судьбу писателя как постоянную борьбу с внешними испытаниями и внутренними противоречиями: «Pro et contra».

Первый зал посвящен жизни и творчеству Достоевского от рождения до 1864 года, который явился рубежом, предваряющим создание романов Великого пятикнижия. Акцентировано значение Петербурга в раннем творчестве писателя. Период от начала литературной деятельности до казни на Семеновском плацу сопровождают изображения города, выполненные художником Михаилом Бычковым.

Второй зал охватывает 1864-1881 годы. Здесь в большей степени доминирует не биографический, а творческий материал, прежде всего в центре внимания пять романов: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» и публицистика «Дневник писателя». Оба зала объединены двумя перекликающимися, находящимися «в диалоге» и расположенными на одной оси доминантами. В первом зале это биографический «узел» «В кружке Петрашевского», во втором — творческий, посвященный роману «Бесы». Фоновые изображения к романам и образы братьев Дмитрия, Ивана и Алеши Карамазовых представлены также тремя панно по рисункам Михаила Бычкова. Эмоциональному приобщению к миру Достоевского способствуют инсталляции, воспроизводящие условный образ ключевых сцен романов, а также знаковых эпизодов биографии писателя: камера в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, каторжный острог, отделенный от внешнего мира «палями», и др.

Завершает экспозицию посмертная маска Достоевского и символические слова о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна, взятые писателем в качестве эпиграфа к роману «Братья Карамазовы», а также выбитые на его надгробном памятнике: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

В экспозиции использованы электронные средства и видеоматериалы, которые позволяют расширить объем представленной информации: интерактивный монитор «Петербург Достоевского», содержащий информацию об адресах Достоевского и его героев, мониторы «Заграничные поездки», экраны с высказываниями современников Достоевского и деятелей культуры ХХ–ХХI вв. и «Образ Достоевского» в фотографиях, живописи, графике, скульптуре»; на мониторе в разделе «Дневник писателя» сменяются цитаты из разных статей писателя. В разделах «Каторга» и «Братья Карамазовы» размещены две аудиоточки с наушниками, расширяющие содержательный контент этих важнейших тем. Подготовлен аудиогид на русском и нескольких иностранных языках.

Экспозиция основана на тщательной научно-документальной основе в сочетании с яркими визуальными образами, способствующими максимальному погружению в представленный материал. В ней использованы экспонаты из фондов Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, а также копии изображений и документов, предоставленные другими музеями, архивами, научными центрами.

Авторы экспозиции: Наталья Ашимбаева, Борис Тихомиров.

Художественный проект: Аркадий Опочанский.

Изображения к ряду разделов, а также образы братьев Карамазовых: Михаил Бычков.